Консультации для педагогов

Консультация является распространённой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов

Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными. Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу. Консультации подразделяют на индивидуальные, коллективные, информационные, проблемные

Предлагаю Вашему вниманию перечень консультаций, которые могут быть полезны в работе!

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов. Как и любое заболевание, плоскостопие легче предупредить, чем потом долгие годы заниматься лечением. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на развитии всего опорно-двигательного аппарата: изменяет положение таза, позвоночника, нарушает формирование правильной осанки, способствует развитию сколиоза и других сопутствующих заболеваний.   

Причины развития плоскостопия:

  • наследственная предрасположенность;
  • неправильно  подобранная обувь;
  • малоподвижный образ жизни, приводящий к слабости мышц и связок стопы;
  • излишняя нагрузка на стопу вследствие избыточной массы тела или неблагоприятного воздействия слишком интенсивных беговых и прыжковых упражнений;
  • специфические заболевания (рахит, полиомеелит, ДЦП и другие),   травмы стопы (ушибы, повреждение мышц и связок и др.)

Недостаточное развитие мышц и связок стоп отрицательно сказывается на формировании основных видов движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и в дальнейшем может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата в целом, и свода стопы в частности, в дошкольном возрасте имеет огромное  значение.

Стопа ребёнка состоит из мягких хрящевых тканей, которые легко деформируются под влиянием неблагоприятных внешних воздействий. Частичное формирование свода стопы (окостенение  суставов и связок) происходит к 7-8 годам, а окончательное – к 16 годам. Данный факт свидетельствует о том, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом не только для проведения профилактических мероприятий, но и для коррекции уже имеющихся отклонений опорно-двигательного аппарата. 

В дошкольном возрасте организм ребёнка отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить выявленные врачами нарушения путем укрепления мышц и связок стоп. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования гигиенических и природно-оздоровительных факторов, а также и физических упражнений и массажа.

Гигиенические факторы включают гигиену обуви и правильный ее подбор; гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком.   

 Рекомендации по соблюдению гигиены обуви:

  • обувь ребёнка должна быть сделана преимущественно  из натуральных материалов, внутри с супинатором, поднимающим свод стопы;
  • подошва повседневной детской обуви – в меру жесткая, гибкая и имеет невысокий каблук;
  • обувь должна соответствовать форме и размеру стопы, быть удобной при носке, не сдавливать стопу, вызывая в ней нарушение кровообращения;
  • обувь должна быть максимально легкая, достаточно жесткая с хорошим задником, обеспечивающим фиксацию пятки и правильную постановку ноги при ходьбе.

Спортивная обувь обязательна  при проведении физкультурных занятий на улице и в зале. 

                   

 Гигиенические требования к спортивной обуви:

  • минимальная масса, натуральный, мягкий, дышащий материал верха и стельки предохраняет стопу от перегревания и потливости;
  • гибкая, нескользкая подошва обеспечивает безопасность двигательной деятельности;
  • наличие супинатора в стелечной поверхности подсводной части обуви создаёт амортизационные свойства при беге и прыжках, снижает ударную нагрузку на стопу и на опорно-двигательный аппарат в целом;
  • соответствие обуви размерам стопы, возможность свободного движения пальцев в носочной части, закрытая носочная и пяточная части придают устойчивое положение стопе. Обувь с открытым носом или пяткой не является спортивной.
  • надежная фиксация в голеностопном суставе до щиколотки или выше без сдавливания и ограничения движений, верх обуви полностью закрывает подъем стопы. Поэтому для занятий физическими упражнениями не подходят  «чешки», «балетки», даже если они на резиновой подошве, так как не удерживают стопу и не защищают от травм.

Родителям следует знать, что спортивная обувь нужна ребёнку только для физкультуры и вредна для повседневного ношения в группе или на улице.  Кроссовки из синтетических материалов на громоздкой, негнущейся подошве, предназначены, как правило, для прогулок, а не для занятий физическими упражнениями. 

Природно-оздоровительные факторы включают хождение босиком и другие закаливающие процедуры для стоп.

Хождение босиком закаляет, стимулирует нервные окончания, находящиеся в стопе, положительно влияет на работу внутренних органов. Очень полезны для детей ходьба босиком в тёплое время года,  по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке ). В холодное время года – по искусственным грунтовым дорожкам (емкости с промытой речной галькой).

Закаливающие процедуры для стоп (обтирания стоп влажной салфеткой, контрастное обливание ног теплой и прохладной водой) проводятся в соответствии с индивидуальными особенностями детей и при отсутствии противопоказаний.

 

Специальные комплексы физических упражнений, направленные на укрепление мышц голеностопа, дают наибольший эффект в сочетании массажем, гигиеническими и природно-оздоровительными факторами. К ним относятся:

  • ходьба на носках,  на пятках с изменением положения рук;
  • захватывание и поднимание пальцами стоп мелких предметов, захватывание и поднимание стопами малого мяча, предметов (ленточек, мячей, игрушек),  перемещение их в другое место;
  • сгибание-разгибание пальцев ног, сведение-разведение пяток и носков; круговые движения стопами внутрь и наружу в разных исходных положениях (сидя, лёжа на спине, животе).

Полезно в домашних условиях выполнять следующие массажные упражнения:

  1. « Морские камни». Понадобятся плоские морские или речные камни, помещённые в емкость с низкими бортиками. Ребёнок переступает, «топчется» с ноги на ногу, перекатывается с пяток на носки. Подошвы стоп получают полезный массаж, за счёт которого тонизируются и внутренние органы.
  2. «Камешек в колечко». Ребёнок сидит на полу, перед ним лежит 4 кольца (диаметр 20-30 см) и 4 плоских камешка. Пальцами ног нужно разложить камешки по кольцам.
  3. «Самомассаж». Хождение по массажным коврикам, самомассаж стопы массажными мячиками и специальными массажёрами.

Таким образом, комплексное сочетание  гигиенических и природно-оздоровительных факторов, физических упражнений и массажа позволит укрепить свод стопы у детей, осуществлять профилактику плоскостопия.

 

Литература:

Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. 

свернуть

Создавайте условия для самостоятельной двигательной деятельности детей

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности.

Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Важное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность в течение дня. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного её осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные

Стимулом самостоятельной двигательной активности  детей  всех возрастных групп служит, наличие в группе и на участке различных игрушек. Физкультурное оборудование (мячи, шары,  для бросания, прокатывания в воротца).   Горки, лесенки, скамейки  и другие приспособления, на которых дети упражняются в лазании, подлезании, ползании под руководством педагога.

Для упражнений в бросании,  метании необходимо наличие  мячей различных размеров, мешочков, колец, кольцебросов, щитов для метания, обручей, коротких и длинных скакалок

На игровые участки необходимо выносить игрушки (вожжи, вертушки, каталки и другие);  физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки, мячи разных размеров);  велосипеды, самокаты.

  Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём.

Детям старшей  группы интересны спортивные игры волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис.

Подвижные игры планируются воспитателем дошкольного образования  с учётом рекомендаций руководителя физического воспитания.  

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы. Разнообразные подвижные игры и физические упражнения способствуют всестороннему развитию детей, физических качеств.  Содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, способствуют развитию самостоятельностиорганизованности, творческих способностей

Большое место в самостоятельной деятельности детей занимают подвижные игры с правилами. Они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников (выполнение правил, дружелюбие). Необходимо организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр.  

Для стимулирования двигательной активности в группе, на участке необходимо создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и другие). 

Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, необходимо   не только предложить ребёнку правильно выполнить упражнение, например по его образцу, но и вызвать интерес к задаче

От мастерства педагога, зависит активность детей  к двигательной деятельности (желание чему-то научится, поделиться с педагогами  и родителями  своими достижениями)

Таким образом, с целью укрепления здоровья детей их всестороннего развития,  необходимо активизировать их  двигательную деятельность, создавать безопасные  условия для самостоятельной двигательной деятельности дошкольников.

 

свернуть

Взаимодействие руководителя физического воспитания, воспитателя дошкольного образования во время проведения физкультурных занятий

 

Физкультурные занятия – основная форма организации физического воспитания в детском саду.  Главным условием эффективного проведения физкультурного занятия является взаимодействие руководителя физического воспитания, воспитателя дошкольного образования. 

Обязательным   условием является  - доброжелательная атмосфера. Воспитателю  дошкольного образования на занятии физической культуры отводится важная роль. Начиная с подготовки детей к занятию (одевание спортивной формы, спортивной обуви, своевременный приход на занятие).  У воспитателя дошкольного образования,  во время проведения физкультурного занятия обязательно должна быть физкультурная форма  и спортивная обувь. Накануне физкультурного занятия он  знакомится с его содержанием, обговаривает с руководителем   физического воспитания  организационные моменты, расстановку оборудования. 

До начала занятия воспитатель дошкольного образования  информирует  руководителя   физического воспитания  о состоянии здоровья детей (дети  после болезни, освобождённые от занятий физической культурой). 

Руководитель физического воспитания, воспитатель дошкольного образования, обеспечивают  безопасность детей на  физкультурных занятиях. Во время проведения занятий, педагоги следят за самочувствием детей, определяют  первые признаки переутомления (покраснение лица, учащённое дыхание). 

При ознакомлении детей с новыми гимнастическими упражнениями, руководитель   физического воспитания  показывает и объясняет, как правильно их выполнять.  Следит за качеством их выполнения.  Воспитатель дошкольного образования  обращает 

         внимание на  правильность выполнения упражнений  и при    

        необходимости помогает ребёнку – направляет, поддерживает.  

 

 

        Руководитель   физического воспитания  использует  

разные способы организации детей на физкультурном занятии - фронтальный, групповой, посменный, поточный. 

При использовании группового способа организации обучения детей гимнастическим упражнениям  руководитель   физического 

воспитания занимается с одной подгруппой детей, а воспитатель дошкольного образования  с  другой.  При организации поточного способа  (кругового) руководитель   физического воспитания  и воспитатель дошкольного образования  распределяют  «станции» между собой, оказывают страховку детям, следят за качеством выполнения гимнастических упражнений. 

Воспитатель дошкольного образования  оказывает помощь при размещении физкультурного оборудования, его уборке. Особое внимание на физкультурном занятии уделяет  гиперактивным детям.  На прогулке и в индивидуальной работе  с детьми закрепляет гимнастические упражнения  и подвижные игры. 

Руководитель физического воспитания, воспитатель дошкольного образования  взаимодействуют  с медицинской сестрой – осуществляют медико-педагогический контроль за проведением физкультурного занятия,  участвуют в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводят санитарно-просветительскую работу среди родителей.

  Музыка является одним из средств физического воспитания, положительно воздействует на эмоции детей, создаёт у них хорошее настроение, помогает активизировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации.      

Таким образом, положительные результаты в процессе реализации задач образовательной области: «Физическая культура» возможны при условии тесной взаимосвязи в работе всего педагогического коллектива и единства требований.

Литература:

  1. Мартынюк, Н. С. Безопасная физкультура для дошколят /. Н. С. Мартынюк. Мозырь, 2009. – 52 с. 
  2. Шишкина, В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику: кн. для воспитателей детского  сада и родителей / В.А.Шишкина, М.В. Мащенко. М.:. - 2-е изд. - Мозырь : Белый ветер, 2006. - 140 с. 
свернуть

Подвижные игры как важнейшее средство разностороннего развития личности ребёнка и его оздоровления

     

 

Движение является обязательным компонентом любой игры.  В физическом воспитании с давних пор широко используются подвижные игры как важнейшее средство разностороннего развития личности ребёнка и его оздоровления. Истоки подвижных игр уходят корнями в глубину веков. Популярные народные подвижные игры развивались, обогащались новым содержанием, оборудованием, методиками. В настоящее время  подвижные игры для дошкольников имеют свою классификацию, методику проведения с учётом ведущей задачи игры. 

Особая направленность игр связана с обучением детей двигательным умениям, развитием их двигательного творчества, формированием навыков общения. Основное их назначение — решение задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности. Движения в играх выступают, в одних случаях, как средство для получения определенного результата, в других — как познавательный объект. С помощью подвижно-дидактических игр, когда включается двигательный анализатор, активизируется внимание ребёнка, его память, воображение. Организуется дополнительное восприятие, различение, называние движений, объектов окружающей действительности, бытовых событий.

  Оздоровительные задачи решаются через оптимизацию двигательной активности, физических нагрузок, в результате чего тренируются все системы организма (костно-мышечная, сердечно-сосудистая, нервная и другие), совершенствуются их функции. Однако эффективность игр может быть обеспечена при обязательном условии высокой игровой мотивации детей, принятия игры ребёнком. Найти место игре с движениями в любую минуту жизни ребёнка в зависимости от его здоровья, настроения, интересов, поставленных воспитательных задач — дело нелёгкое. 

   Для этого необходим богатый игровой арсенал самого педагога и его умение в игре «сохранить игру». 

          

Любую игру можно использовать и как коллективную, и как индивидуальную, а также как игру-дуэт (в паре «ребёнок—ребёнок»,  «рёбенок—взрослый»). 

Большинство игр будет интересно и младшим, и старшим  дошкольникам, если упростить или усложнить сюжет правила,  подобрать соответствующие возрасту и интересам детей оборудование. Чтобы игры были всегда интересны детям, надо соблюдать некоторые правила:  

-  никогда не заставлять детей играть, а только приглашать;

-  превращать игру в органичную часть образовательного процесса (например, при обследовании двигательных умений детей; во время наблюдений за природой; в качестве физкультминутки на занятиях);

- использовать яркие заставки к игре (загадку, потешку, вопрос,  игрушку, атрибутику в виде волшебной палочки, колокольчика,        сундучка; заранее с детьми нарисовать «заколдованное место»). 

Для      повышения       интереса     детей      к     игре   важно         подобрать соответствующий игровой  материал, физкультурное  оборудование, бытовые предметы, природный материал. 

       Об эффективности игр можно судить по следующим показателям:

дети с желанием играют, проявляют яркие эмоции, стараются выполнять правила и адекватно вести себя и, конечно, ищут  любые возможности,   чтобы     перенести    усвоенные    игровые    умения   в  самостоятельную деятельность. 

При проведении игр необходимо в обязательном порядке,   оптимизировать двигательную активность, физические нагрузки); 

- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка в игре; 

- не сравнивать детей друг с другом; 

- если игра не получилась, найти причину неудачи; 

- участвовать в игре на правах партнера, проявлять высокий

  непосредственный интерес к ней; 

-  создать настроение ожидания следующей встречи с игрой. 

            

                   По материалам Шишкиной, В. А «Подвижные 

                 игры для детей дошкольного возраста: пособие  для

              педагогов учреждений дошкольного образования».

              

свернуть

Дыхательная гимнастика

                      

 Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом профилактики простудных заболеваний,  заболеваний органов дыхания у детей, общего укрепления организма ребёнка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, координация движений, мышцы рук и позвоночника, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем.

Существует большое количество методик проведения дыхательной гимнастики. Наиболее распространенными из них являются методы К.П. Бутейко и А.Н. Стрельниковой. Но для детского восприятия они довольно сложны, поэтому в дошкольном учреждении лучше использовать специально составленные комплексы упражнений. Более всего подойдет дошкольникам звуковая дыхательная гимнастика, когда вместе с дыхательными упражнениями происходит произнесение различных звуков («а», «и»…). Эти упражнения оказывают положительное воздействие как на весь организм в целом, так и на отдельные его системы. 

Дыхательные        упражнения    рекомендуется  чередовать  с физической нагрузкой, танцевальными упражнениями, игровыми движениями. При   этом необходимо      учитывать     возрастные       особенности         детей,   соблюдая определённую технику:

  • выполнять каждый день по 5-10 мин., в зависимости от возраста детей;
  •  упражнения проводить до еды;
  • дозировать количество и темп проведения упражнений;
  • воздух набирать через нос;
  • выдох должен быть длительным и плавным.

        Для проведения дыхательной гимнастики можно использовать  

       различные атрибуты:   свистки,   воздушные   шарики,   трубочки       

          для коктейля,  мыльные пузыри,    можно дуть на одуванчики,  

                 сдувать    пёрышки с ладошки, листочки, вату.

                               Литература: 

               Нищева, Н. В. Весёлая дыхательная гимнастика

 

                Примерный комплекс простейших  упражнений в виде игры

 «Поездка в лес»

Стоя, руки  согнуты  в  локтях,   совершаем   движение   по  кругу  с   произнесением      звуков:       «чух-чух»,    «туу-туу»,    имитируя  движение    поезда    (едем   в   лес   на   поезде).Стоя,  поднимаемся    на носках   ног,   тянемся   руками    вверх   со звуком: «ох» (показываем,   какие  высокие  в лесу  растут деревья); приседаем со звуком: «эх» (показываем, какой в лесу растёт низкий кустарник).Стоя, совершаем пилящие движения руками, произнося при этом: «вжик-вжик» (отпиливаем сухие ветки для костра).Стоя в кругу, производим движения, имитирующие чирканье спички о коробок со звуком: «чик-чик» (разводим костер на полянке в лесу).Взявшись   за руки, движемся к центру круга (несем большую кастрюлю с кашей на огонь), возвращаемся на место.Стоя в кругу, совершаем круговые движения руками, произнося звук «пых-пых» (размешиваем кипящую кашу).Взявшись за руки, движемся к центру круга (к кастрюле с кашей), дуя   на    нее, чтобы остыла, после чего возвращаемся на место.Стоя в кругу, громко произносим звук: «ау-ау»  (созываем гостей на угощение).Согнув ноги в коленях, хлопаем себя ладонями по бедрам, произнося звук: «ку-ка-ре-ку» (в гости пришёл петушок).Разведя     руки в стороны,     совершаем     движение   по кругу лёгким бегом со звуками: «ж-ж-ж-ж-ж» и «з-з-з-з-з» (прилетели жук и пчела).Совершаем прыжки на месте (прискакали зайчик и белочка).Кружимся вокруг себя, притоптываем ногам, приседаем    (танцуем и веселимся вместе с гостями).Стоя в кругу,   дуем по направлению    к центру     круга  (тушим костёр).Разведя руки в стороны, совершаем движение по кругу лёгким бегом со звуком: «у-у-у-у-у-у-у» (возвращаемся с прогулки на самолёте).Литература: Нищева, Н. В. Весёлая дыхательная гимнастика

свернуть