Движение является обязательным компонентом любой игры. В физическом воспитании с давних пор широко используются подвижные игры как важнейшее средство разностороннего развития личности ребёнка и его оздоровления. Истоки подвижных игр уходят корнями в глубину веков. Популярные народные подвижные игры развивались, обогащались новым содержанием, оборудованием, методиками. В настоящее время подвижные игры для дошкольников имеют свою классификацию, методику проведения с учётом ведущей задачи игры.
Особая направленность игр связана с обучением детей двигательным умениям, развитием их двигательного творчества, формированием навыков общения. Основное их назначение — решение задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности. Движения в играх выступают, в одних случаях, как средство для получения определенного результата, в других — как познавательный объект. С помощью подвижно-дидактических игр, когда включается двигательный анализатор, активизируется внимание ребёнка, его память, воображение. Организуется дополнительное восприятие, различение, называние движений, объектов окружающей действительности, бытовых событий.
Оздоровительные задачи решаются через оптимизацию двигательной активности, физических нагрузок, в результате чего тренируются все системы организма (костно-мышечная, сердечно-сосудистая, нервная и другие), совершенствуются их функции. Однако эффективность игр может быть обеспечена при обязательном условии высокой игровой мотивации детей, принятия игры ребёнком. Найти место игре с движениями в любую минуту жизни ребёнка в зависимости от его здоровья, настроения, интересов, поставленных воспитательных задач — дело нелёгкое.
Для этого необходим богатый игровой арсенал самого педагога и его умение в игре «сохранить игру».
Любую игру можно использовать и как коллективную, и как индивидуальную, а также как игру-дуэт (в паре «ребёнок—ребёнок», «рёбенок—взрослый»).
Большинство игр будет интересно и младшим, и старшим дошкольникам, если упростить или усложнить сюжет правила, подобрать соответствующие возрасту и интересам детей оборудование. Чтобы игры были всегда интересны детям, надо соблюдать некоторые правила:
- никогда не заставлять детей играть, а только приглашать;
- превращать игру в органичную часть образовательного процесса (например, при обследовании двигательных умений детей; во время наблюдений за природой; в качестве физкультминутки на занятиях);
- использовать яркие заставки к игре (загадку, потешку, вопрос, игрушку, атрибутику в виде волшебной палочки, колокольчика, сундучка; заранее с детьми нарисовать «заколдованное место»).
Для повышения интереса детей к игре важно подобрать соответствующий игровой материал, физкультурное оборудование, бытовые предметы, природный материал.
Об эффективности игр можно судить по следующим показателям:
дети с желанием играют, проявляют яркие эмоции, стараются выполнять правила и адекватно вести себя и, конечно, ищут любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения в самостоятельную деятельность.
При проведении игр необходимо в обязательном порядке, оптимизировать двигательную активность, физические нагрузки);
- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка в игре;
- не сравнивать детей друг с другом;
- если игра не получилась, найти причину неудачи;
- участвовать в игре на правах партнера, проявлять высокий
непосредственный интерес к ней;
- создать настроение ожидания следующей встречи с игрой.
По материалам Шишкиной, В. А «Подвижные
игры для детей дошкольного возраста: пособие для
педагогов учреждений дошкольного образования».