Кабинет музыкального руководителя

Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка

 

Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие “музыкальность”. Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей “творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.” развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.

В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности: ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие; музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии; чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Итак, у всякого нормального человек, есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать, - это вопрос о том, насколько музыкален тот или иной ребенок, и вопрос о том какова его музыкальность и каковы должны быть пути её развития.

Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для

последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть уже и формирует его вкусы и предпочтения. Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) необходимо развивать в детях все самое лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности.

Приобретая на занятиях в ДОУ, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально - эстетическое сознание это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Дети дошкольного возраста имеют небольшой опыт представления о чувствах человека, существующих в реальной жизни, а музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления.

Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.

Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общения. Поэтому педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие, и совместную работу для полноценного развития ребенка. Все семьи имеют разный уровень социальной культуры. В одних с уважением относятся к музыке, стараются дать детям музыкальное образование, развить их способности. В других семьях музыкальное воспитание ставят на задний план.

Если ребенок ходит в детский сад, полезно закреплять полученные впечатления, расспрашивая о пребывании в детском саду, предлагать спеть песню, станцевать или нарисовать особенно запомнившееся.

Родителям надо помнить, что там, где старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка. Как можно чаще устраивать совместные дуэты с мамой, папой, бабушкой, что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению. В современных условиях особую роль играют технические средства: радио, телевидение, аудиозаписи, диски, караоке. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используют как собственные записи, так и те, которые предоставляет в распоряжение музыкальный руководитель. Кроме того, мы организовываем для родителей приобретение билетов для посещения концертов.

Коллектив детского сада сотрудничает со специалистами музыкальной школы.

Важной задачей, стоящей перед ДОУ и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Для этого провожу консультации для родителей, знакомлю их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети принимают участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях.

При взаимодействии с родителями очень важно научить их общаться со своим ребенком по поводу полученных детьми музыкальных впечатлений.

В семье необходим благоприятный микроклимат, атмосфера внимания к музыкальной деятельности, как бы наивна она не была. Ребенок должен чувствовать себя членом маленького, но близкого коллектива, где получает полную поддержку в своих начинаниях.

Родителям должны быть понятны основные цели и задачи, которые ставлю перед собой, осуществляя музыкальное воспитание детей.

Целью моей работы по взаимодействию с семьёй является выявление особенностей организации взаимодействия детского сада и семьи и направление развития музыкальных способностей дошкольников.

Задачи:

Изучить и определить закономерности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Выявить педагогические условия развития музыкальных способностей дошкольников.

Определить наиболее эффективные формы сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме развития музыкальных

способностей детей.

Изучить особенности взаимодействие ДОУ и семьи направленные на развитие музыкальных способностей детей.

Эффективность работы по развитию музыкальных способностей у дошкольников будет зависеть от организации взаимодействия ДОУ и семьи, построенного с учетом следующих условий:

проявление активности и инициативы со стороны родителей;

осуществление регулярной и систематической работы по просвещению родителей в области музыкального воспитания.

 

 

 

 

свернуть

«Домашний оркестр»

«Домашний оркестр»

Музыкальное воспитание детей нужно начинать с элементарной

музыкальной импровизации, доступной каждому. Чтобы импровизировать,

не надо ничего специально знать и уметь. Шумовые инструменты по

простоте и доступности – самое привлекательное, что есть для маленьких

детей в музыке.

Шумовые инструменты являются аккомпанирующими, а не мелодическими,

поэтому ими хорошо дополнять негромкое детское пение. Играть на

шумовых инструментах легко и просто, их способность быстро откликаться

на прикосновение располагают и привлекают детей к игре, а через неё и к

простейшей импровизации. Поэтому я предлагаю использовать в работе с

детьми самодельные инструменты, изготавливая их вместе, как игрушки,

которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются

звуки. Игра на самодельных инструментах позволяет знакомить детей с

историей возникновения музыкальных инструментов, развивает

музыкальный слух, ритмический слух, формирует качества, способствующие

самоутверждению личности: самостоятельности и свободы творческого

мышления, ассоциативного воображения, способствует воспитанию

лидерских качеств личности ребёнка на основе самоорганизации и

самоконтроля.

Мы часто не замечаем, что каждый предмет может иметь совершенно

неожиданное предназначение. Нужно лишь немного пофантазировать и

захотеть дать новую жизнь простым вещам, с которыми мы взаимодействуем

каждый день дома.

Музыкальное воспитание детей нужно начинать с элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому. Чтобы импровизировать, не надо ничего специально знать и уметь. Шумовые инструменты по простоте и доступности – самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке.

Шумовые инструменты являются аккомпанирующими, а не мелодическими, поэтому ими хорошо дополнять негромкое детское пение. Играть на шумовых инструментах легко и просто, их способность быстро откликаться на прикосновение располагают и привлекают детей к игре, а через неё и к простейшей импровизации. Поэтому я предлагаю использовать в работе с детьми самодельные инструменты, изготавливая их вместе, как игрушки, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки. Игра на самодельных инструментах позволяет знакомить детей с историей возникновения музыкальных инструментов, развивает музыкальный слух, ритмический слух, формирует качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы творческого мышления, ассоциативного воображения, способствует воспитанию лидерских качеств личности ребёнка на основе самоорганизации и самоконтроля.

Мы часто не замечаем, что каждый предмет может иметь совершенно неожиданное предназначение. Нужно лишь немного пофантазировать и захотеть дать новую жизнь простым вещам, с которыми мы взаимодействуем каждый день дома.

Такие предметы, как ненужные баночки из-под йогурта, ведёрки из-под майонеза, коробки, контейнеры от киндер-сюрпризов и многие другие предметы станут полезными для творческой деятельности в создании шумовых музыкальных инструментов.

Ребёнок, сам изготавливая шумовые инструменты, и радуясь сделанному своими руками, будет более творчески мыслить. Само экспериментирование с звучащими предметами, сделанными самостоятельно, различного рода звукоподражания влияют на познавательное отношение ребёнка к окружающему миру, развивают его музыкальные способности.

Погремушки и шуршалки, деревянные линейки, барабаны, трещотки и бубенцы, сделанные из различного рода подсобных материалов, развлекая, создают у ребёнка желание трудиться, заниматься музыкой, творить и сочинять.

В процессе создания музыкальных инструментов дети приобретут конструкторские и изобретательские навыки, у них сформируется потребность в игровой деятельности передавать свои знания, умения, навыки, опыт сверстникам. В итоге комплексное, всестороннее развитие детей происходит через радость самостоятельной трудовой, художественной и музыкальной деятельности.

 Погремушки.

Берутся любые пластиковые баночки из-под йогуртов, соков и др. В баночку насыпается высушенный шуршаший или гремящий материал-рисовые, гречневые зёрна, горох, бусины по выбору. Баночку закрыть крышкой. Наклеить на баночку аппликацию из самоклеющейся плёнки или плёнки для пасхальных яиц. Звучание инструмента проверяется путём встряхивания. Экспериментально определяется необходимое количество риса в баночке для оптимального звучания и желаемого тембра. Таким же способом можно использовать контейнеры от киндер-сюрпризов. В качестве ручки можно приспособить скобы от штор для ванной комнаты. Если собрать несколько контейнеров и подвесить их на палочке, то получится более звучная погремушка. Также предлагаю сделать погремушку из баночки с монпансье. Технология выполнения такая же, только для скрепления двух половинок нужно использовать изоленту любого цвета. Из обычных спичечных коробков с насыпанным внутрь рисом без особого труда можно сделать погремушку для музицирования, ритмического аккомпанирования пению.

 Звенелки.

Делаются из различных маленьких колокольчиков и бубенцов. Если таких нет, изобретаются различные «звенящие ожерелья». Другой способ заключается в том, что скорлупки грецких орехов нанизываются на проволоку и подвешиваются на кольцо или расчёску. В качестве звенелки можно использовать ключи. Отличная звенелка может получиться из «музыки ветра», разделённая на отдельные трубочки.

Стучалки.

Самый простой ударный инструмент получается из двух деревянных палочек, которыми можно ударять друг о друга. А если нарезать деревянные полоски разной длины из паркетин и стучать по ним, получится подобие ксилофона. Бухгалтерские счёты также являются прекрасным шумовым инструментом. Обычные канцелярские деревянные линейки могут послужить прообразом трещотки. Самый простой барабан можно сделать из пластиковой банки из-под сметаны, а палочки для барабана из пробок и деревянных шампур. Более сложный вариант барабана получится, если разрезать у двух пластиковых банок дно, вставить друг в друга и скрепить при помощи скотча. Оформляется такой барабан цветной бумагой, цветной изолентой или любым другим способом.

Шуршалки.

Шуршалки издают более тихий звук. Шуршать можно целлофаном, газетой. Если потереть друг о друга 2 шишки, то получится таинственное шуршание. А можно просто пересыпать скорлупки от фисташек из одной руки в другую или из одной коробочки в другую. Звук в этом случае напоминает шум дождя или водопада.

Практическое освоение самодельных инструментов.

Предлагаю активно использовать изготовленные инструменты, озвучивая стихотворения, сказки, рассказы.

Ночь.

Поздней ночью двери пели

Песню долгую скрипели (трещотка)

Подпевали половицы –

«Нам не спится, нам не спится!» (деревянные палочки)

Ставни чёрные дрожали

И окошки дребезжали (бубенцы)

И, забравшись в уголок,

Печке песню пел сверчок. (металлические трубочки)

«Курочка Ряба»

Жили были дед и баба,

И была у них курочка Ряба:

«Кудах – тах, тах, кудах – тах.тах! (скорлупа грецких орехов)

Снесла курочка яичко,

Не простое, а золотое. (бубенцы)

Дед бил, бил – не разбил. (деревянные палочки)

Баба била, била – не разбила (ритм учащается)

Мышка бежала, хвостиком махнула, (погремушка-стаканчик или шуршалка)

Яичко упало и разбилось. (металлические трубочки)

Плачет дед, плачет баба, (пуговицы)

А курочка кудахчет:

«Кудах –тах, тах, кудах-тах,тах!» (скорлупа грецких орехов)

«Не плачь, дед, не плачь, баба - (погремушка из спичечных коробков)

Я снесу вам новое яичко, не золотое, (бубенцы)

А простое. (деревянные палочки)

свернуть

Пойте вместе с детьми!

Родители, пойте вместе со своими детьми!

Малыши – музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем, и прямо-таки обожают петь. Душа ребенка чувствительна к песенной интонации, и нередко дети начинают петь «раньше, чем ходить». Сначала они поют так, как слышат. Здесь в полной мере проявляется их способность к подражанию. Постепенно в пении все больше проявляется индивидуальность малыша. Иногда дети (такую игру надо всячески поощрять) разыгрывают целые спектакли, держа в руках микрофон либо предмет, изображающий микрофон, и распевая песни, которые им нравятся.

Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребенка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, вкус, память (как музыкальная, так и обычная). Кроме того, раннее пение – это путь к развитию музыкальности.

 

Вот несколько рекомендаций по приобщению детей к пению.

 

  1. Петь громко – не значит петь хорошо.

Тут несколько слов об особенностях голосового аппарата ребенка. Это инструмент нежный и хрупкий. Воздух превращается в звук, проходя через связки гортани. Связки прикрепляются к краям гортани мышцами, и их формирование происходит с раннего детства до 12 лет. Таким образом, до 12 лет дети поют за счет тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь, или, как выражаются музыканты, «сорвать». Поэтому маленьким детям нельзя петь громко, особенно на улице в холодную или сырую погоду. Есть примеры, когда, «сорвав» голос в раннем детстве, мы уже не можем петь всю жизнь.

 

  1. При совместном пении не заглушайте голос ребенка.

Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. О значении такого пения для приобщения к музыке писал С.В.Образцов в своих воспоминаниях: «Вечерами мы собирались вместе и пели. Песен мы знали очень много. Это были самые приятные минуты детства. Песня и привела меня в мир музыки».

В интересах ребенка пойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушать голос малыша. Напротив, пусть в этих песнях малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.

 

  1. Не высмеивайте и не ругайте ребенка, если он поет фальшиво.

Это очень важно, поскольку маленький ребенок не уверен в своих силах, и неодобрение взрослых может надолго лишить его желания петь. Это, конечно, не значит, что нельзя поправить пение ребенка или сделать ему замечание. Следите, чтобы при пении голос малыша совпадал с вашим голосом или со звучанием музыкального инструмента, на котором вы играете мелодию песни.

 

  1. Используйте куклы и рисунки.

Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут помочь доступные примеры из жизни. Скажем, вы хотите выучить с ребенком песню «Зайка», где запев поется медленно, а припев – быстро. Возьмите куклу-зайку и сопровождайте исполнение песни его движениями. Во время запева кукла движется так же медленно, как и музыка, а во время припева – прыгает.

Можно использовать при разучивании песни и иллюстрации. Например, когда вы разучиваете новогоднюю песенку – перед ребенком лежит рисунок Деда Мороза, Снегурочки или просто зимний пейзаж. Песенки о конях, петушке или лисе – изображения этих животных. Иллюстрации помогают маленьким певцам сосредоточить внимание, войти в образ песни.

 

Приобщению детей к пению также помогают игры.

 Игра «Кто первый запоет?»

В эту игру хорошо играть вдвоем с братом, сестрой или другим ребенком,  пришедшим к вам в гости. Взрослый начинает напевать без слов мелодию известной детям песни. Кто первый узнает песню, получает очко. Игра может идти до 3 – 5 или более очков.

Можно играть в эту игру, если у ребенка нет компании. Но тогда, как в телепрограмме «Угадай мелодию», он должен угадать песню по первым пять, шести или более нотам.

 

Игра «Угадай песню по ритму»

Другой вариант угадывания песни – по ритму.

Взрослый прохлопывает ритм хорошо известной ребенку песни. Ребенок должен отгадать ее. Потом просит ребенка сделать то же самое.

Такие игры развивают у детей чувство ритма.

 

Несомненно, что пение внесет в жизнь малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение. Кроме того, наблюдая, как дети поют, вы узнаете о них много нового, чего раньше не знали.

Ссылка на источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2011/12/19/konsultatsiya-dlya-roditeley-poyte-vmeste-s-detmi

свернуть